Телефон

15.03.2018 в Харькове состоялся семинар на тему: "КОНЕЦ МОРАТОРИЯ НА ПРОВЕРКИ? РАБОТА СМКОР С 1 МАРТА. КАССОВЫЕ НОВШЕСТВА"

25556c3f9b53e23e67492d5b9a5f8b89.jpg
Целуйко О. Б.
"КОНЕЦ МОРАТОРИЯ НА ПРОВЕРКИ? РАБОТА СМКОР С 1 МАРТА. КАССОВЫЕ НОВШЕСТВА"
Лекторы клуба "Баланс" Целуйко О. Б. и Омельницкая З. Я. в рамках темы семинара рассмотрели следующие вопросы:
f0501afba8532d3561da814111c45722.jpg
Омельницкая З. Я.
1. Обзор нововведений законодательства, актуальных разъяснений контролирующих органов:
• На кого не распространяется мораторий на проверки, к чему готовиться, частые ошибки при проверках органов Гоструда, Держспоживслужбы.
• Судебная практика в помощь субъектам хозяйствования.

2. Ответственность бухгалтера при передаче дел. Кто отвечает за старые ошибки при проверках?
3. Кассовые нововведения: применяем на практике:
• Новые формы кассовых документов (ПКО, РКО, расчетные ведомости, кассовая книга), электронные кассовые документы.
• Подписание кассовых документов (главный бухгалтер, бухгалтер, кассир, директор уполномоченное лицо).
• Устанавливаем лимит кассы.
• Касса обособленных подразделений.
• Касса у предпринимателей.
• Ограничения по расчетам наличными.

4. НДС
• Работа СМКОР восстановлена. Чего ждать от нового порядка блокировки ПН и РК.
• Составление РК в различных ситуациях (изменение номенклатуры, изменение цены и количества, исправления ошибок, возврата).
• Показатель ΣПеревищ: проблемы и решения.
• Сроки регистрации НН и РК. Как покупателю подтвердить дату получения РК.

5. Ответы на вопросы участников семинара.

1. Обзор нововведений законодательства, актуальных разъяснений контролирующих органов:
Кабмин обнародовал на правительственном портале перечень контролирующих органов, на которые не распространяется мораторий на проверки бизнеса. Документ вступил в силу с 22 февраля (постановление №1104) и будет действовать до конца 2018 года.

Несмотря ни на что, инспекции смогут проводить проверяющие Госпродпотребслужбы. Но только в части ветеринарно-санитарного контроля, государственного надзора (контроля) за соблюдением санитарного законодательства, безопасностью и отдельными показателями качества пищевых продуктов. Еще службе дали широкие возможности в рамках защиты прав потребителей, госнадзора в сферах карантина и защиты растений.
Госпродпотребслужба не единственное исключение. Из-под действия моратория вывели почти всех ключевых ревизоров страны:

Нацбанк;
ГФС;
Минприроды;
Антимонопольный комитет;
Госспецсвязи;
Госэкспортконтроль;
Госархстрой;
Гослекслужбу;
Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания;
Госгеонедра;
Госгеокадастр;
НКРЭКП;
НКЦБФР;
Госавиаслужба;
Госаудитслужба;
Госэкоинспекция;
Госслужба труда;
частично — Госслужбу по чрезвычайным ситуациям.
Учитывая большой список исключений из моратория, можно говорить о его фактическом снятии. Объясняя свое решение, чиновники отметили, что таким образом обеспечивают контроль за "наиболее уязвимыми и рискованными сферами общественных отношений и выполнения международно-правовых обязательств Украины".

Как сообщалось, Кабмин предложил Раде закон о проверке предприятий без предупреждения. Согласно документу предлагается снять ограничения на проведение Государственной службой по вопросам труда проверок соблюдения законодательства о труде предприятиями.

Основные направления проверок:
-Проверка реальности операций, выявление "серого импорта",пересортицы.
-Проверка Гоструда правильности оформления сотрудников на предприятии
-Правильность оформления первичных документов.
-Соблюдение кассовой дисциплины.
-Выдача наличных подотчетным лицам.
-Проведение выдачи наличных средств без оформления документов.

2. Ответственность бухгалтера при передаче дел. Кто отвечает за старые ошибки при проверках?

Один из самых распространенных вопросов на практике - это ответственность за старые ошибки, к которым новый бухгалтер не имеет отношения, однако они обнаружены после того, как предыдущий бухгалтер передал ему дела. При передаче дел мы советуем по результатам проверки составлять соответствующий акт, в котором новый бухгалтер (в основном это касается главбуха) ставит свою подпись об их получении. И это несмотря на то, что ни в одном нормативном акте не предусмотрена обязанность нового бухгалтера проверять полученные от бывшего бухгалтера дела.

Некоторые предприятия в должностной инструкции главного бухгалтера прописывают обязанность составления акта о передаче дел по результатам проверки состояния бухучета и прозрачности финотчетности. Соответственно, если такая обязанность зафиксирована, а новый бухгалтер ею пренебрег, то не исключено привлечение его к ответственности, даже уголовной, за служебную халатность согласно ст. 367 Уголовного кодекса. В то же время, если даже акт о передаче дел составлен, то подпись на нем нового главного бухгалтера не свидетельствует, что он проверил правильность всей передаваемой бухгалтерии. Такая подпись констатирует исключительно передачу дел. Поэтому новый главный бухгалтер должен нести ответственность только за сохранность полученных документов, а не за их содержание.

Если же обязанность по проверке документации, подписанного предыдущим главным бухгалтером, в должностной инструкции не предусмотрена, новый главный бухгалтер не может нести ответственность за действия предшественника. За старые ошибки должны отвечать те лица, которые подписывали документы. Например, на этапе составления финотчетности подписывают руководитель и бухгалтер предприятия. Соответственно если в отчетности прошлых периодов недостоверно отражены любые данные, то ответственность за это несут лица, которые в свое время подписали эти документы.

Одним из вариантов, который минимизирует возможные споры, связанные с передачей дел, является аудиторская проверка, по результатам которой составляют соответствующий акт. Однако этот способ не из дешевых, поэтому им пользуются в основном только крупные предприятия.

3. Кассовые нововведения: применяем на практике:
Новые формы кассовых документов (ПКО, РКО, расчетные ведомости, кассовая книга), электронные кассовые документы.

79666370486680a522964a720bd8e701.jpg
c1f3203c17cda810832a616ab16e82e4.jpg
0d3c4214702d9bf6d9d809f8cf3b3659.jpg8fdf3a007e78079da3e5ab593be99a9a.jpg

Подписание кассовых документов (главный бухгалтер, бухгалтер, кассир, директор уполномоченное лицо):
Первым, на что обращают внимание проверяющие органы - это подписи ответственных лиц. Если Вы просто поставили галочку вместо подписи, то этот вариант не подходит - будут штрафы. Факсимиле - тоже не подходит. Подписи должны быть реальными и достоверными!!!
Административная ответственность главного бухгалтера представлена в таблице ниже
4f5bf1bb5f3a34a2f3ecf8b666fffb08.png
0c26d76b553abac0ea0869ff8068b28d.png
41790f821617b0691d3f68d67d7aa77e.png



Уголовная ответственность главного бухгалтера представлена в таблице ниже
0e0d90c1f3d81496e852cb8a48b84f8f.png
bb5e31326e4e0f6ed769f34fbda63c9e.png


Устанавливаем лимит кассы
Лимит кассы должен быть установлен в обязательном порядке. Налоговая будет проверять ваш лимит кассы и его обоснованность.
Положение № 637 разрешает предприятиям оставлять в своих кассах во внерабочее время наличную выручку в пределах, нe превышающих установленный лимит кассы. Превышающая установленый лимит наличность должна обязательно сдаваться в банк для зачисления нa текущие счета предприятия (согласно п.2.8 Положeния № 637).
Предприятия устанавливают его на основaнии расчета среднедневного поступления в кассы наличности или еe среднедневной выдачи из кассы, пo решению руководителя или уполномоченногo им лица.
Вновь созданные предприятия на первые три месяца свoей работы лимит остатка наличности устанавливают исходя из прогнозных показателей. Позже они в обязательном порядке должны пересмотреть лимит кассы исходя уже из фактических данных.
Лимит кассы определяют с учетoм режима и специфики рабoты предприятия, отдаленности oт банков, объемов кассовых оборотов, установленных сроков сдачи наличности. Расчет лимита кассы в сравнении как было и как стало можно посмотреть в таблице ниже.

Порядок расчета лимита кассы
Для наглядности сравним требования Положения № 637 и Положения № 148 в таблице

7bf44ff028309602a4e1f0b8f11dff56.png
b391085b4d94e231847335148b105c10.png

Оприходование наличных можно рассмотреть в таблице ниже

b1a9c18fde230e6f0e18309938d0bc07.png

Ограничения по расчетам наличными.
Недавно НБУ снизил в 3 раза (со 150 тыс.грн до 50 тыс.грн) допустимый размер суммы, на которую физлица могут проводить наличные расчеты между собой и субъектами хозяйствования (юрлицами и предпринимателями). Предприятия (предприниматели) имеют право осуществлять расчеты наличными между собой и / или с физическими лицами в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам в рамках предельных сумм расчетов наличными, установленных соответствующим постановлением Правления НБУ:
- 10 тыс. Грн - для расчетов между собой для субъектов хозяйствования
- 50 тыс. Грн - для расчетов, в которых хотя бы одной стороной (плательщиком или получателем средств) является обычное физлицо.
В том случае, если при проверках выявлены нарушения, то налагаются финансовые санкции, указанные в таблице ниже

543fa4f062cf3a36017cc1e29311ef98.png

НДС
Работа СМКОР восстановлена. Чего ждать от нового порядка блокировки ПН и РК.

Постановлением от 21.02.18 г. № 177 которое было опубликовано 07.03.2018 г. и вступает в силу через 15 дней со дня опубликования, утверждены:
- Порядок приостановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных;
- Порядок работы комиссий, которые принимают решение о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или отказе в такой регистрации;
- Порядок рассмотрения жалоб на решение комиссий, которые принимают решение о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или отказе в такой регистрации
Под мониторинг не попадут:
1) НН, которая не подлежит предоставлению получателю (покупателю) и/или составлена по операции, которая освобождена от налогообложения;
2) объем поставки, указанный налогоплательщиком в НН/РК, зарегистрированных в Реестре в текущем месяце, с учетом поданной на регистрацию в Реестре НН/РК, составляет менее 500 тыс. гривен и руководитель – должностное лицо такого налогоплательщика является лицом, которое занимает аналогичную должность не более чем у трех (включительно) налогоплательщиков;
3) одновременно значения показателей D и P, рассчитанных в приведенном в настоящем подпункте, имеют следующие размеры:
D > 0,03, Р < Рм х 1,4

НН/РК, подлежащие мониторингу, проверяются на соответствие:
  • критериям рискованности налогоплательщика,
  • критериям рискованности осуществления операций
  • показателям позитивной налоговой истории налогоплательщика.
ГФС рассчитывает показатели для определения позитивной налоговой истории налогоплательщика ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Рассчитанные показатели становятся доступными для налогоплательщика в электронном кабинете.


ОШИБОЧНО ВОЗНИК ПОКАЗАТЕЛЬ ∑ПЕРЕВИЩ? ОБРАЩАЙТЕСЬ В ОРГАН ГФС ПО МЕСТУ РЕГИСТРАЦИИ! В этом случае плательщикам надо обращаться не в ГФС Украины, а в орган ГФС по месту своей регистрации. И если будет выявлена техническая ошибка при расчете показателя ∑Перевищ, то местная ГФС должна составить запрос и отослать его ГФС Украины для исправления такой ошибки (форму запроса см. ниже).

40b495864537bc5f36f9f345d93ffb12.png