Телефон

Новшества в законодательстве - применяем на практике: краткий обзор бухгалтерского семинара от клуба Баланс

Харькове - 10 ноября- прошел очередной бухгалтерский семинар от клуба Баланс. Тема семинара: Новшества в законодательстве - применяем на практике.

Харьковское представительство "Баланс-Клуб" организовывает семинары в Харькове - каждый месяц.
Фото с семинаров клуба Баланс в -
Фотогалерее.




Были рассмотрены такие вопросы:

1. Перспективное законодательство и новшества:

– изменения в Законе о бухучете;
– пенсионная реформа, изменения в Законе о ЕСВ и Законе о соцстраховании.

2. Кредитование малого и среднего бизнеса: что нового? Как сегодня получить кредит на выгодных условиях.

3. Трудовые отношения: практика проверок, типичные ошибки работодателей, приводящие к штрафам.
Практиканты и стажеры на предприятии. Испытательный срок. Актуальная судебная практика.

4. Блокировка налоговых накладных: Минфин подготовил очередные изменения в Критериях блокировки.
Практические вопросы, связанные с подачей Таблицы данных налогоплательщика, пояснений и документов.



Рассмотрим некоторые вопросы более подробно:


Верховная Рада Украины внесла существенные изменения в Закон Украины
от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»


Документ

Закон Украины от 05.10.2017 г. № 2164-VIII «О внесении изменений в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» относительно усовершенствования некоторых положений»

Комментарий

Верховная Рада Украины Законом Украины от 05.10.2017 г. № 2164-VIII (Закон № 2164) внесла существенные изменения в Закон Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (Закон о бухучете). Рассмотрим основные новшества.



Целью разработки проекта Закона № 2164 (рег. № 4646-д от 16.06.2017 г.) являлось приведение норм Закона о бухучете в соответствие с законодательством Европейского Союза, в частности, с положениями Директивы ЕС от 26.06.2013 г. № 2013/34/ЕС, и усовершенствование порядка применения международных стандартов финансовой отчетности (см. пояснительную записку к указанному законопроекту, размещенную на официальном портале ВРУ по адресу: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=62044).




Общие положения


1. Термин «национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета», приведенный в части первой ст.1 Закона о бухучете, изложен в новой редакции.


Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета – нормативно-правовой акт, определяющий принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности предприятиями (кроме предприятий, которые в соответствии с законодательством составляют финансовую отчетность по МСФО и НП(С)БУ в государственном секторе), разработанный на основе международных стандартов финансовой отчетности и законодательства Европейского Союза в сфере бухгалтерского учета и утвержденный Минфином Украины.

МСФО - Международные стандарты финансовой отчетности.
НП(С)БУ - Национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета.

Часть первая ст.1 Закона о бухучете дополнена определением термина «национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета» в государственном секторе».

Напомним, в предыдущей редакции определения данного термина было указано, в частности, что национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета не должно противоречить международным стандартам. Теперь же, согласно новому определению, НП(С)БУ должны разрабатываться на основе МСФО и законодательства ЕС в сфере бухгалтерского учета.

В связи с этим следует ожидать утверждения новых НП(С)БУ или внесения изменений в действующие национальные положения (стандарты). Также в новой редакции изложены определения таких терминов, как «финансовая отчетность», «консолидированная финансовая отчетность» и «учетная политика». Однако эти определения не претерпели существенных изменений.






2. Часть первая ст.1 Закона о бухучете дополнена целым рядом определений совершенно новых для украинского законодательства терминов.


Предприятия, представляющие общественный интерес, – предприятия – эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к биржевым торгам, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, другие финансовые учреждения (кроме других финансовых учреждений и негосударственных пенсионных фондов, относящихся к микропредприятиям и малым предприятиям) и предприятия, относящиеся к крупным предприятиям в соответствии с Законом о бухучете.


Предприятие, представляющее общественный интерес, согласно изменениям, внесенным в ст.8 Закона о бухучете, должно создать бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером, в состав которой входят не менее двух человек (кроме негосударственных пенсионных фондов и институтов совместного инвестирования). В свою очередь, главным бухгалтером предприятия, представляющего общественный интерес, может быть назначено лицо, имеющее:
  • полное высшее экономическое образование;
  • стаж работы в сфере финансов, бухучета и налогообложения не менее трех лет.

Такое лицо не должно иметь непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против собственности и в сфере хозяйственной деятельности.
Таксономия финансовой отчетности – состав статей и показателей финансовой отчетности и ее элементов, подлежащих раскрытию. Таксономия финансовой отчетности утверждается Минфином Украины.

Кроме того, указанная законодательная норма дополнена определениями таких терминов, как «расходы», «доходы», «чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг)» и др. Определения таких абсолютно новых для отечественного законодательства терминов, как «отчет о платежах в пользу государства» и «отчет об управлении» рассмотрены ниже.

Определения первых двух терминов незначительно отличаются от соответствующих определений, приведенных в НП(С)БУ 1 (Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности», утвержденное приказом Минфина Украины от 07.02.2013 г. № 73) , а третий термин с небольшим уточнением соответствует порядку определения чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг), прописанному в п.7 П(С)БУ 15 (Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 «Доход», утвержденное приказом Минфина Украины от 29.11.99 г. № 290)


Теперь прямо определено, что другие термины для целей Закона о бухучете используются в значениях, определенных НП(С)БУ, НП(С)БУ в государственном секторе и МСФО, введенными в действие в соответствии с законодательством, в зависимости от того, какие из этих стандартов применяются предприятием.





3. В новой редакции изложена ст.4 Закона о бухучете, в которой рассмотрены принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.


В результате из указанной нормы исключены такие принципы, как «осмотрительность», «соответствие доходов и расходов», «историческая (фактическая) себестоимость» и «периодичность». Но при этом установлено, что бухгалтерский учет и финансовая отчетность предприятия основываются и на других принципах, определенных международными стандартами или НП(С)БУ, либо НП(С)БУ в государственном секторе в зависимости от того, какие из этих стандартов применяются предприятием.




4. Бухгалтерский учет на предприятии может вести предприятие (другое предприятие), субъект предпринимательской деятельности, самозанятое лицо, которые осуществляют деятельность в сфере бухгалтерского учета и/или аудиторской деятельности (внесены изменения в абзац четвертый части четвертой ст.8 Закона о бухучете).

Ранее согласно указанной норме бухгалтерский учет стороннего предприятия могла вести только аудиторская фирма. При этом сохранилась возможность ведения учета специалистом по бухгалтерскому учету, зарегистрированным предпринимателем, осуществляющим предпринимательскую деятельность без создания юридического лица (см. абзац третий части четвертой ст.8 Закона о бухучете).





5. Согласно новому абзацу части второй ст.9 Закона о бухучете несущественные недостатки в документах, содержащих сведения о хозяйственной операции, не являются основанием для непризнания хозяйственной операции, при условии, что такие недостатки:
  • не препятствуют возможности идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении такой операции;
  • содержат сведения о дате составления документа;
  • содержат название предприятия, от имени которого составлен документ, содержание и объем хозяйственной операции, и т.п.


Классификация предприятий по их размеру


В новой части второй ст.2 Закона о бухучете изложены критерии отнесения предприятий к малым (микро), средним и крупным. Перечислим эти критерии в сравнении с теми, которые установлены в настоящее время частью третьей ст.55 ХКУ (Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV)





Как видно из таблицы, критерии отнесения предприятий (субъектов предпринимательства), установленные Законом о бухучете и ХКУ, существенно отличаются друг от друга (за исключением критерия о среднем количестве работников).

Разумеется, что со дня вступления комментируемого Закона в силу для целей бухгалтерского (и налогового) учета необходимо использовать критерии, установленные Законом о бухучете.

Например, налогоплательщики, относящиеся к крупным и средним предприятиям, обязаны представлять налоговые декларации в орган ГФСУ в электронной форме с соблюдением требований законов об электронном документообороте и электронной цифровой подписи (п.49.4 ст.49 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI).

Также обращаем внимание на то, что в течение шести месяцев со дня вступления в силу комментируемого Закона КМУ обязан разработать и внести в Верховную Раду Украины проект закона о приведении в соответствие с Законом № 2164 положений ХКУ в части критериев отнесения субъектов хозяйствования к субъектам микропредпринимательства, малого, среднего или крупного предпринимательства (п.4 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона № 2164).






Финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность



В новой редакции изложены статьи 11 и 12 Закона о бухучете, в которых содержатся требования к финансовой отчетности и к консолидированной финансовой отчетности соответственно.




1. Введены новые формы финансовой отчетности.

Отчет о платежах в пользу государства – документ, содержащий детализированную информацию о налогах, сборах и других платежах предприятий, подлежащих уплате в пользу государства в соответствии с законом, подаваемый предприятиями, осуществляющими деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения или заготовке древесины и при этом представляющие общественный интерес. К предприятиям, осуществляющим деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения, относятся предприятия, осуществляющие деятельность по геологическому изучению (в т.ч. опытно-промышленной разработке) месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения и/или добыче полезных ископаемых общегосударственного значения и/либо выполнению работ (осуществлению деятельности), предусмотренных соглашением о разделе продукции относительно полезных ископаемых общегосударственного значения, и/или транспортировке трубопроводами (в т.ч. в целях транзита) углеводородов и химических продуктов (часть первая ст.1 Закона о бухучете дополнена новым абзацем).

Следовательно, данную форму финансовой отчетности обязаны составлять и подавать в соответствующие органы предприятия, представляющие общественный интерес, осуществляющие строго определенные виды деятельности.

Отчет об управлении – документ, содержащий финансовую и нефинансовую информацию, характеризующую состояние и перспективы развития предприятия и раскрывающую основные риски и неопределенности его деятельности (часть первая ст.1 Закона о бухучетедополнена новым абзацем).

Установлено, что отчет об управлении подается вместе с финансовой отчетностью и консолидированной финансовой отчетностью в порядке и сроки, установленные законом. В случае подачи предприятием консолидированной финансовой отчетности подается консолидированный отчет об управлении. От представления отчета об управлении освобождаются микропредприятия и малые предприятия. Средние предприятия имеют право не отражать в этом отчете нефинансовую информацию.

Порядок и сроки представления отчета о платежах в пользу государства и отчета об управлении в органы государственной власти определяет КМУ. В настоящее время действует Порядок представления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419, однако представление указанных форм отчетности им не предусмотрено.

Данные формы отчетности должен утвердить Минфин Украины по согласованию с Госстатом Украины.





2. Для микропредприятий, малых предприятий, непредпринимательских обществ и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности, кроме тех, которые обязаны составлять финансовую отчетность по МСФО, устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах.

Напомним, до внесения изменений в ст.11 Закона о бухучете сокращенная по показателям финансовая отчетность устанавливалась для субъектов малого предпринимательства, неприбыльных предприятий, учреждений, организаций и представительств иностранных субъектов. Формы такой финансовой отчетности приведены в приложениях к П(С)БУ 25. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства», утвержденное приказом Минфина Украины от 25.02.2000 г. № 39.





3. Установлены особые требования к подписанию финансовой отчетности:
  • финансовая отчетность подписывается руководителем (собственником) предприятия или уполномоченным лицом в определенном законодательством порядке и бухгалтером или лицом, обеспечивающим ведение бухгалтерского учета предприятия;
  • если бухгалтерский учет предприятия ведется предприятием, осуществляющим деятельность в сфере бухгалтерского учета и/или аудиторской деятельности, финансовая отчетность подписывается руководителем предприятия или уполномоченным лицом, а также руководителем предприятия, осуществляющим деятельность в сфере бухгалтерского учета и/или аудиторской деятельности, или уполномоченным им лицом. Ответственность такого предприятия определяется законом и договором о предоставлении бухгалтерских услуг;
  • финансовую отчетность предприятия, представляющего общественный интерес, подписывает руководитель или уполномоченное лицо в установленном законодательством порядке и главный бухгалтер. Финансовая отчетность негосударственных пенсионных фондов и институтов совместного инвестирования подписывается в порядке, предусмотренном законодательством.

Ранее было установлено, что финансовая отчетность подписывается руководителем и бухгалтером предприятия, без каких либо уточнений и конкретизации.





4. Ответственность за своевременное и в полном объеме представление и обнародование финансовой отчетности несет уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющее руководство предприятием, или собственник в соответствии с законодательством и учредительными документами.


Ранее об ответственности за не представление (несвоевременное представление) и не обнародование (несвоевременное обнародование) финансовой отчетности в Законе о бухучете не упоминалось вообще.





5. Установлено, что предприятия, контролирующие другие предприятия (кроме предприятий, представляющих общественный интерес), могут не подавать консолидированную финансовую отчетность, если вместе с контролируемыми предприятиями их показатели на дату составления годовой финансовой отчетности не превышают двух из следующих критериев:
  • балансовая стоимость активов – до 4 млн. евро;
  • чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – до 8 млн. евро;
  • среднее количество работников – до 50 чел.



6. Уточнены отчетные периоды для составления финансовой отчетности.

Отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год. Промежуточная финансовая отчетность составляется по результатам первого квартала, первого полугодия, девяти месяцев. Кроме того, в соответствии с учетной политикой предприятия финансовая отчетность может составляться за другие периоды (часть первая ст.13 Закона о бухучете изложена в новой редакции).




7. Новой редакцией ст.14 Закона о бухучете установлены порядок и сроки обнародования годовой финансовой отчетности для отдельных субъектов:
  • предприятия, представляющие общественный интерес (кроме крупных предприятий, которые не являются эмитентами ценных бумаг), публичные акционерные общества, субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке и предприятия, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения, обязаны не позднее, чем до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом, обнародовать годовую финансовую отчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением на своей веб-странице (в полном объеме) и другим способом в случаях, определенных законодательством;
  • крупные предприятия, не являющиеся эмитентами ценных бумаг, и средние предприятия обязаны не позднее, чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом, обнародовать годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением на своей веб-странице (в полном объеме) (данное требование вступает в силу 1 января 2019 года);
  • другие финансовые учреждения, относящиеся к микропредприятиям и малым предприятиям, обязаны не позднее, чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом, обнародовать годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением на своей веб-странице (в полном объеме) (данное требование вступает в силу 1 января 2019 года).
Установлено также, что предприятия могут подавать уточненную финансовую отчетность и уточненную консолидированную финансовую отчетность на замену ранее поданной финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности по результатам проведения аудиторской проверки, в целях исправления самостоятельно выявленных ошибок или по другим причинам. Представление и обнародование уточненной финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности осуществляются в том же порядке, что и финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности, которая уточняется.


Ранее Законом о бухучете не было предусмотрено представление уточненной финансовой отчетности.

Кроме того, предприятия обязаны представлять копии финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности по запросу юридических и физических лиц в порядке, предусмотренном Законом № 293914, а также обеспечивать доступность такой отчетности для ознакомления юридических и физических лиц по месту своего нахождения. Закон Украины от 13.01.2011 г. № 2939-VI «О доступе к публичной информации».


Следует также обратить внимание на то, что ст.14 Закона о бухучете больше не обязывает предприятия подавать (отправлять почтой) финансовую отчетность госрегистратору.





Финансовая отчетность по МСФО


Как и ранее, для составления финансовой отчетности применяются МСФО, изложенные на государственном языке и официально обнародованные на веб-странице Минфина Украины.

Международные стандарты финансовой отчетности и бухгалтерского учета, а также толкования к ним, переведенные на украинский язык по состоянию на 2016 год, размещены в формате PDF на веб-сайте Минфина Украины по адресу: https://www.minfin.gov.ua/news/view/mizhnarodni-standarty-finansovoi-zvitnosti--versiia-perekladu-ukrainskoiu-movoiu---rik?category=buhgalterskij-oblik&subcategory=mizhnarodni-standarti-finansovoi-zvitnosti.


Согласно изменениям, внесенным в часть вторую ст.12 Закона о бухучете, составлять финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по МСФО помимо публичных акционерных обществ также будут:

  • предприятия, представляющие общественный интерес;
  • предприятия, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения.

Эти предприятия и другие субъекты, перечисленные в указанной норме, составляют и подают финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по МСФО органам государственной власти и другим пользователям по их требованию в порядке, определенном Законом о бухучете, на основании таксономии финансовой отчетности по международным стандартам в едином электронном формате, определенном Минфином Украины.

При этом первым отчетным периодом, за который такие предприятия, подают финансовую отчетность на основании таксономии по международным стандартам в электронной форме, является 2019 год. Предприятия имеют право подавать финансовую отчетность, составленную на основании таксономии финансовой отчетности, начиная с отчетного периода, в котором вступает в силу комментируемый Закон (п.2 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона № 2164).
Установлено также, что предприятия, составляющие финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по МСФО, обязаны обеспечить ведение бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой по международным стандартам после представления первой финансовой отчетности или консолидированной финансовой отчетности по МСФО, признанной таковой в порядке, определенном международными стандартами.
Закон № 2164 вступает в силу 1 января 2018 года, кроме отдельных его норм, вступающих в силу 1 января 2019 года (п.1 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона № 2164). Закон № 2164 официально опубликован в газете «Голос Украины» от 01.11.2017 г. № 202.






Пенсионная реформа, изменения в Законе о ЕСВ и Законе о соцстраховании.
Законом от 03.10.2017 г. №2148-УІІІ внесены изменения в систему пенсионного страхования и в Законы «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» и «Об общеобязательном государственном социальном страховании».


В частности, согласно внесенным изменениям, работодателей и застрахованных лиц ожидают такие важные изменения:

1) Максимальная база начисления единого социального взноса (ЕСВ) составит 15 размеров минимальной заработной платы вместо нынешних 25 размеров прожиточного минимума.

2) Плательщиками ЕСВ отныне также будут и члены фермерского хозяйства (в случае, если они не относятся к кругу лиц, подлежащих страхованию на других основаниях).

3) В случае если физлица - предприниматели (ФЛП) и члены фермерского хозяйства получают пенсию или социальную помощь, они освобождаются от уплаты ЕСВ за себя.

4) ФЛП - плательщики единого налога I группы теряют право на уплату половинной (0,5) ставки минимального страхового взноса ЕСВ.

То есть, с 2018 года они будут платить его в полном минимальном размере, как и другие ЧП. Исходя с размера минимальной заработной платы, заложенном в проекте Госбюджета на 2018 год - 3723,00 грн, полный минимальный размер ЕСВ составит 819,06 грн.

Физлица, выполняющие работы на основании договора гражданско-правового характера (ГПХ), ООО, а также лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, члены фермерского хозяйства теперь также подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию.





Практиканты и стажеры на предприятии


Новичка оформили как практиканта: опасные последствия и как их можно избежать ?

Некоторые работодатели оформляют новых работников на первое время в качестве практикантов или стажеров, чтобы не платить новичку зарплату. Однако это чревато негативными последствиями.


Как правильно оформлять настоящих практикантов и стажеров, чтобы к вам не придрались контролирующие органы, и как оформить нового работника, чтобы не нарушать действующее законодательство?

Работодатель берет нового сотрудника и на период «притирки» с таким подчиненным принимает решение официально не оформлять с ним трудовые отношения.

Такое решение объясняется несколькими причинами, например: опасением, что качество и объем работы, выполняемой новичком, не будет удовлетворять работодателя. Или сотрудник не приживется в коллективе. То есть вслед за приемом на работу последует увольнение. Это снова запись в трудовой книжке, выплаты при увольнении и т. п.

А с неоформленным сотрудником проще расстаться; желанием сэкономить на уплате налогов; необходимостью обучить (поднатаскать) нового сотрудника, прежде чем он сможет работать самостоятельно.

И первое время новичок стажируется или практикуется у работодателя.

Короче, у каждого своя на то причина.

Допустим, в итоге новичок перейдет из категории «неофициальный сотрудник» в категорию «официальный сотрудник».

И если за период его «неофициальных отношений» с работодателем не нагрянула проверка по труду, то можно считать, что такому работодателю крупно повезло.

А если не повезло? Пришли с проверкой, чтобы выявить неоформленных сотрудников. А здесь и наш «неофициальный» усердно трудится наравне с «официальными», да еще и на вопросы проверяющего о своей трудовой деятельности у данного работодателя чистосердечно отвечает.

А главный бухгалтер (или сам руководитель) объясняет наличие «неоформленного» тем, что это вовсе не сотрудник, это «стажер-практикант», и сотрудником он станет только тогда, когда научится премудростям работы. И как бы в шутку добавляет, что пока его учат, то и платить зарплату не за что. Он сам должен доплачивать за свое обучение.

Однако порядок оформления взаимоотношений с практикантами несколько иной, чем хотелось бы некоторым работодателям.


Предприятия (учреждения, организации) независимо от формы собственности предоставляют ученикам, слушателям профессионально-технических учебных заведений (далее — ПТУЗ) рабочие места или учебно-производственные участки для прохождения производственного обучения или производственной практики в соответствии с заключенными с профессионально-техническими учебными заведениями договорами об учебно-производственной практике.

Ученики, слушатели ПТУЗ на время производственного обучения и производственной практики в состав (список) и штатное расписание работников предприятия не включаются.

Это предусматривает Порядок предоставления рабочих мест для прохождения учениками, слушателями профессионально-технических учебных заведений производственного обучения и производственной практики, утвержденный постановлением КМУ от 07.06.1999 г. № 992.

За выполненные работы учениками во время производственного обучения или производственной практики юридические и физические лица независимо от форм собственности осуществляют оплату труда в соответствии с заключенными с ПТУЗ договорами об учебно-производственной практике за фактически выполненный объем работ (Положение об организации учебно-производственного процесса в профессионально-технических учебных заведениях, утвержденное приказом МОН от 30.05.2006 г. № 419).

Начисленные ученикам средства перечисляются на расчетный счет ПТУЗ в установленном порядке с целью выплаты им 50% заработной платы за прохождение производственного обучения и производственной практики.

Остальные 50% заработной платы, начисленной за время производственного обучения и производственной практики ученикам ПТУЗ, используются учебным заведением для осуществления его уставной деятельности, укрепления учебно-материальной базы, на социальную защиту учеников, проведение культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы.

Таким образом, трудовые отношения с учениками ПТУЗ во время производственного обучения или производственной практики не возникают, оформление трудовых договоров не осуществляется, уведомление ГФС не требуется.

Об этом напоминает Гоструда в письме от 19.05.2017 г. № 5783/4.1/4.1-ДП-17.